
Привет автовладельцам и по совместительству автолюбителям. В этой статье я расскажу вам о том, что такое крутящий момент двигателя автомобиля.
Самыми важными параметрами, характеризующими автомобильный двигатель и его динамические показатели, являются мощность и крутящий момент.
Что означает первая величина ясно и первокласснику, а вот по поводу второй характеристики далеко не всем понятно, о чём идёт речь.
По крайней мере, не все правильно понимают, что это такое. Давайте я попытаюсь объяснить, от чего зависит крутящий момент двигателя автомобиля.
Если выразиться простым языком, крутящий или вращательный момент – это сила, умноженная на длину рычага, к которому приложена эта сила.
Применительно к двигателю – это усилие, снимаемое с коленчатого вала двигателя.
Нужно представить связку поршня с шатуном и действующие на них газы как силу, а кривошип (т. е. радиус между коренной и шатунной шейкой) коленвала – в качестве рычага.
Соответственно, чем больше оба этих значения, тем выше крутящий момент.
Таким образом, на значение величины крутящего момента влияют рабочая площадь поршня (т. е. диаметр цилиндра), давление в цилиндре (степень сжатия, турбонаддув, компрессор), ход поршня (он равен радиусу кривошипа).
Сам крутящий момент – одна из составляющих мощности, поскольку мощность рассчитывается произведением угловой частоты вращения (в радианах в секунду) на момент.
Надеюсь хоть в общих чертах вы представили, что такое крутящий момент двигателя автомобиля. Есть и ещё кое-что, от чего зависит крутящий момент двигателя.
На величину приложенной силы влияет не только сама сила, но и инерция движущихся деталей двигателя. Проще говоря, чем тяжелее поршень, шатун, коленвал, маховик – тем выше крутящий момент.
В качестве доказательства приведём такой пример. На старых моделях тракторов моторы были очень массивными, громоздкими и тяжёлыми, при этом их мощность была весьма небольшой – в пределах 100 лошадиных сил.
Не потому, что эти двигатели были несовершенными, просто мощность тракторам особо была не нужна.
Гораздо важнее для них была возможность длительное время работать на низких частоте вращения под значительной нагрузкой – вот для чего нужен крутящий момент.
То же самое характерно и для мощных двигателей тепловозов и теплоходов, где большие обороты двигатель развить просто не в силах, потому что инерция и центробежная сила таких массивных деталей просто разнесут всё на куски.
Итак, мы разобрались, что такое крутящий момент двигателя автомобиля, и какие особенности конструкции двигателя на него влияют.
Надеюсь, статья оказалась для вас понятной и полезной и не забудьте посмотреть статью «Контрактный двигатель это как?».
На этом к меня все всем удачи на дорогах.