Генератор для автомобиля

Generator-dlya-avtomobilya

Приветствую Вас. В этой статье речь пойдет, как вы догадались об автомобильном генераторе, как его можно отремонтировать не обладая особыми знаниями в электричестве.

Конечно не все любители автомобилей разбираются в столь непонятном на первый взгляд устройстве, как генератор для автомобиля и тем более не имеют представления о том, как происходит ремонт генератора автомобиля.

На него начинают обращать внимание только тогда, когда утром машина вдруг не завелась. 

Большинство не замарачивается и звонят в автосервис или своим знакомым, которые имеют трос.

Дальше буду рассказывать о том, как можно попробовать произвести ремонт автомобильного генератора своими руками.

На сегодняшний день разновидностей генераторов превеликое множество, как по внешнему виду так и по функционалу.

Рассматривать работу навороченных я не вижу смысла об этом написано очень много, но принцип работы в них все равно остается прежним, как в самом простом и дешевом.

 

Виды автомобильных генераторов

Вот так выглядят обычные генераторы (отечественного образца):
Автомобильный генераторВиды автомобильных генераторовВиды автомобильных генераторов

Вообще виды автомобильных генераторов, как отечественных, так и зарубежных практически одинаковы исключение составляет по большому счету только силовой диодный мост и дополнительные диоды, а точнее их расположение. Корпуса будут тоже отличаться креплением к двигателю и натягивающим механизмом. Ну и конечно самое главное — это качество изделия.

Самое интересное, то что генераторы отечественного образца более ремонтопригодны нежили зарубежного. А вот по качеству ситуация обратная.

 

Генератор в моторном отсеке

Для тех, кто ни когда не заглядывал под капот  - вот так приблизительно будет выглядеть он в моторном отсеке. Естественно, что в каждом автомобиле эта картина будет разной — но в общем, как то так:

Генератор в моторном отсеке

Инструменты для проверки генератора

И так, что бы убедиться в исправности генератора нам понадобиться —  Мультиметр (он же тестер):

Инструменты для проверки генератораИнструменты для проверки генератораИнструменты для проверки генератора

Инструменты для проверки генератора

Инструменты для проверки генератораИнструменты для проверки генератора

В современных автомобилях для того, чтобы определить работоспособность генератора имеется такая функция бортового компьютера, которая выводит на электронное табло напряжение бортовой сети автомобиля.

В каждой машине делается это по разному, но не выходя за рамки обычного меню бортового компьютера.

Не бойтесь этого «Зверя» — (бортового компьютера), смело нажимайте на кнопки и ищите, там есть много чего полезного и интересного. Да и по большому счету ездить на автомобиле, как наездник просто нельзя. Уж лучше пусть вас возят, или что еще безопаснее ходите пешком.

Компьютер должен показывать напряжение на АКБ (аккумуляторная батарея), как при заглушенном двигателе 12 — 12,5 вольт, так и при работающем двигателе 14 — 14,5 вольт.

Правда есть одно «но» — как правило при не вполне рабочем генераторе бывали такие случаи, что этот самый компьютер показывал полную ерунду.

Поэтому настоятельно рекомендую — этому «девайсу» не доверять.

Возможно понадобятся ещё гаечные ключи и головки  - ну это на тот случай если придется его все же снимать с автомобиля.

В общем, какие необходимы инструменты для проверки мы определились.

 

Проверка генератора

1. Берем мультиметр переключаем в положение измерения постоянного напряжения от 20 и выше вольт (чем больше поставить напряжение измерения на приборе от требуемого, тем грубее он его измерит).

2. Подключаем мультиметр к АКБ, красный провод на «+», черный провод на «-». Автомобиль должен быть заглушен.

3. Включаем зажигание (не заводим) — это предпоследние положение ключа зажигания перед тем как включить стартер. Стартер — это еще одна штука в автомобиле, которая собственно и заставляет двигатель завестись (об это в другой раз).

Проверка генератора

Вот примерно это вы должны увидеть на мультиметре но не ниже 12 вольт. Если напряжение ниже 12 вольт машина скорее всего заведется но задуматься о тестировании аккумуляторной батарее самое время.

4. Заводим автомобиль, кстати мультиметр можно не отсоединять от аккумулятора — ни чего с ним не случиться.

Проверка генератора

Смотрим на табло прибора и радуемся, когда видим то, что на фото. Прибор должен показывать от 14 — до 14,5 вольт. Если больше 14,5 вольт — это плохо для АКБ, она будет потихоньку выкипать, если меньше 14 вольт АКБ просто не будет даже толком подзаряжаться.

Интересный факт

На многих сайтах я видел информацию о том, что допустимый заряд АКБ находится в пределах 13,5 — 14,7 вольт - это полная ЕРЕСЬ.

Для нормальной подзарядки аккумуляторной батареи (АКБ) необходимо напряжение в пределах от 14 — 14,5 вольт это аксиома. Это связано в том числе и с климатическими условиями, нашего с вами проживания, особенно такая пора года, как зима.

«Я понимаю, что те, кто пишет подобное на страницах своих сайтов в большинстве случаев списали это с какой то умной книжки, которую в свою очередь написал очередной теоретик, заученный „Ботаник в очках“, который и понятия не имеет о практике. А в теории, конечно и не до этого можно додуматься.»

Все остальные напряжения относятся к неисправности. В редких случаях при полном разряде аккумулятора допускается повышение напряжения зарядки до 14,7 вольта и то оно должно стабилизироваться в течении 30 минут.

На западе в частности у автомобилей Пежо, Рено, Ситроен действительно есть генераторы точнее стоящие в них реле регуляторы, которые заряжают АКБ с напряжением от 13,5 до 14,0 вольт (это написано на самом реле напряжения), но и ездят эти автомобили в местах где гораздо теплее чем центральная Россия, Белоруссия, Польша и даже Германия — других исключений нет.

Поэтому если вам посчастливилось обзавестись автомобилем, в котором регулятор напряжения автомобильного генератора выдает 13,5 вольт поменяйте реле регулятор напряжения на другой с напряжением заряда 14 вольт.

5. Если напряжение не соответствует указанному, первое, на что надо обратить внимание  - это на правильное натяжение ремня генератора — если он ослаблен его необходимо натянуть.

На этом в принципе поверхностная проверка генератора закончена и если, что то не так, тогда идем дальше.

 

Реле регулятор напряжения

Это такая небольшая вещица с так называемыми щетками, которая устанавливается прямо в генератор, и как правило не требует его снятия с автомобиля при ее замене.

Реле регулятор напряженияРеле регулятор напряженияРеле регулятор напряжения

Рабочее или не рабочее реле напряжения проверить очень легко. Но для начала надо понимать, как оно работает: Во первых это та самая деталь, которая и регулирует те самые 14 — 14,5 вольт подзарядки АКБ. Соответственно если реле напряжения неисправно то либо заряд не идет вообще либо идет перезаряд АКБ. Углубляться в дебри его работы не буду, а расскажу, как реле регулятор напряжения можно проверить.

 

Проверка реле регулятора напряжения

Проверка реле регулятора напряженияПроверка реле регулятора напряженияПроверка реле регулятора напряженияПроверка реле регулятора напряжения

Проверка реле регулятора напряженияПроверка реле регулятора напряжения

На первом и втором рисунках (смотрим с лева на право) представлен реле регулятор напряжения совместно со щеточным механизмом (не разборного типа) — думаю по подключению и подаваемому напряжению все понятно.

На остальных четырех картинках представлен реле регулятор напряжения применяемый на отечественных авто и его проверка. Если в процессе проверки у вас лампочка горит или наоборот не горит, как показано на рисунках, замените реле регулятор генератора — он не исправен.

Обратите внимание, что указанный на картинках отечественный регулятор напряжения может отличаться от вашего наличием вывода «Д» — это вывод на дополнительные диоды генератора (дело в том, что регулятор напряжения, когда автомобиль завелся должен запитатся от дополнительных диодов генератора и по напряжению выдаваемому этими диодами производить регулировку напряжения бортовой сети — ну это уже другая история).

Так, что если вывод такой имеется то процедура проверки соответствует полностью, как на картинках, если вывода нет, тогда, как на 3 и 4 рисунках.

 

Проверка генератора под нагрузкой

Теперь проверим генератор под нагрузкой, для этого последовательно включаем по одному электропотребителю вашего автомобиля. Начните с габаритных огней, затем добавьте ближний свет, затем включите дальний свет и.т.д.

Проверка генератора под нагрузкойПроверка генератора под нагрузкойПроверка генератора под нагрузкой

При всех этих манипуляциях смотрите на прибор (мультиметр) показания должны оставаться в пределах 14 — 14,5 вольт. Кстати если есть бортовой компьютер посмотрите, какие показания заряда показывает он и сравните с мультиметром.

Если вдруг при включении очередной нагрузки появляется свист — натяжение ремня генератора слабое, натяните ремень.

Если вы включили полную нагрузку (все электрооборудование автомобиля, т.е. все, что можно) и прибор показывает в пределах 14 — 14,5 вольт, вам беспокоится вообще не о чем, все просто круто.

Но если вдруг при включении, какого либо электроприбора напряжение понизилось ниже 14 вольт, придется искать неисправность.

Так сразу не ответить из за чего это происходит, может дело в самом генераторе (диодный мост генератора или дополнительные диоды генератора неисправны), либо в электропроводке автомобиля (короткое замыкание на одном из электропотребителей).

Допустим, что с проводами и электропотребителями все в порядке, остается генератор. Таким образом получается, так что при минимальной нагрузке генератор для автомобиля работает хорошо, но как только нагрузка повышается до определенного уровня происходит «срыв» (перестает нормально работать).

Возможные причины:

1. Очень большая нагрузка, как правило в следствии добавления дополнительных или более мощных электропотребителей, которые не предусмотрены конструкцией (сабвуфер, мощные лампы в фарах, дополнительные фары).

Генератору в этом случаи просто не хватает оборотов двигателя он очень сильно упирается при увеличении на него нагрузки и двигатель начинает терять обороты.

Вывод:
ставьте мощный генератор, или уменьшайте нагрузку.

Важное замечание

Если поставили мощные лампы в фары будьте готовы к тому, что контакты на клеммах обгорят или расплавятся, а в некоторых случаях и провода начнут плавиться, ну а там со всеми вытекающими...

2. Плохой контакт провода на клемме «+» генератора, либо на другом конце этого же провода «генератор — предохранитель», который идет в предохранительный блок. Особого труда обнаружить этот провод составить не должно, сечение у него 5-7 мм (ну это очень редкий случай). Предохранительный блок располагается, как правило в подкапотном пространстве автомобиля и состоит из самых  мощных предохранителей автомобиля (30А — 80А), все остальные предохранители "(5А — 30А) находятся в салоне.

3. Проблема в самом генераторе: внутренний пробой катушки статора, либо диодного моста, а может и ротора генератора.

Рассмотрим этот пункт поподробнее тем более, что по сути он самый главный в этой статье.

 

Ремонт генератора автомобиля своими руками

  • Что бы попробовать отремонтировать генератор для автомобиля необходимо снять его с автомобиля.

Ремонт генератора своими руками

Перед этим снимите клемму «-» с аккумуляторной батареи и не забываем отключить от генератора все подключенные к нему провода (на всякий случай записываем, зарисовываем или запоминаем куда какой провод подсоединен).

Ремонт генератора своими руками

  • Можно проверить силовой диодный мост генератора на пробой.

Ремонт генератора своими руками

Переключаем мультиметр в режим «прозвонки» (при замыкании красного и черного провода мультиметр начинает пищать) либо в положение измерения сопротивления порядка 2000 ом.

Щуп с красным проводом «+» устанавливаем на самый толстый вывод генератора (как правило он с резьбой), а щуп с черным проводом «-» устанавливаем в любое место корпуса. Места контактов обоих щупов должны быть надежными.

Если прибор запищал (или показал, какие то показания) — один, а может и несколько диодов пробиты, и их следует заменить (необходимо разбирать генератор), или заменить придется целиком весь силовой диодный мост генератора.

Если ни чего не изменилось, поменяйте местами щупы (прибор должен показать приблизительно от 1100 ом до 1600 ом). В этом случаи можно предположить, что силовой диодный мост исправен.

Почему можно предположить  - потому, что какой нибудь диод просто не догорел до конца и проявляет себя только при нагрузке, либо вообще просто перегорел (пробой — это когда у диода контакты замкнуты между собой, а перегорел или «обрыв» — это состояние диода, когда между контактами диода нету вообще ни какой связи).

 

Разбираем генератор

Для того, чтобы произвести ремонт генератора автомобиля своими руками необходимо открутить длинные болты, чтобы снять заднюю крышку, но перед этим необходимо снять регулятор напряжения генератора (держится, как правило на двух небольших болтиках) иначе большая вероятность того, что графитовые щетки будут отломаны.

Ремонт генератора автомобиляРемонт генератора автомобиляРемонт генератора автомобиля

  • Диодный мост генератора тоже надо снять (держится так же на нескольких болтиках). Но это для этого конкретного примера, просто в импортных генераторах диоды практически всегда находятся под задней крышкой генератора (снимаются вместе с задней крышкой).

Ремонт генератора автомобиляРемонт генератора автомобиляРемонт генератора автомобиля

И не забываем, что к диодному мосту также подходят «обычно три» провода идущие из центра генератора, внимательно смотрите и увидите — это 3 фазы. Отсоединить фазы необходимо до того, как будет откручен диодный мост генератора.

В итоге должно получиться примерно вот так:

Ремонт генератора автомобиляРемонт генератора автомобиляРемонт генератора автомобиля

  • Проверка катушки статора. Для того, что бы это сделать совсем не обязательно доставать ее из корпуса, как показано на рисунках. Достаточно каждый вывод проверить на замыкание с корпусом и между собой.

Проверка генератора

Максимальное сопротивление между фазами не должно превышать 1 ом -3 ома иначе это уже будет похоже на будущий «обрыв». Если сопротивление больше или вообще ни чего мультиметр не покажет (это конечно грустно но это «обрыв» — вам не повезло), существует 3 варианта выхода из сложившийся ситуации:

1. Отдаете спецу на перемотку.
2. Покупаете новый статор.
3. Если нет возможности перемотать или купить статор покупаете новый генератор.

Проверка генератора

А вот с проверкой фаза — корпус (он же «0») ситуация обратная. Ни одна из фаз не должна показать на приборе ни какого сопротивления или «писка» прибора не зависимо от положения щупов (лучше все манипуляции с мультиметром проводить в режиме «прозвонка»). Если прибор «запищал» или показал какое то сопротивление, как описано выше существует 3 выхода из ситуации.

  • Проверка катушки ротора и якоря (токосъемных колец).

Сопротивление между токосъемными кольцами для 12 вольтных генераторов должно находиться в пределах от 4 до 8 ом.

Проверка генератора

Если сопротивление меньше, то логично предположить, что где то внутри замыкание межвитковое (ротор не исправен).

Если сопротивление порядка 9 - 12 ом этот ротор на 24 вольта, работать он будет но «вяло», его запуск будет осложнен маленьким для него напряжением, но вполне нормально для работы на трассе, в городе может и не работать.

Проверка генератора

Так же стоит проверить каждое кольцо на «пробой» — «кольцо — корпус». Если мультиметр показал, что то, у вас снова 2 варианта справиться с этим — да, да перематывать его вряд ли, кто согласиться (работы полно, а за результат гарантии, ни кто не даст), по этому остается 2 варианта:

1. Купить ротор.

2. Купить генератор.

В общем вот такими не хитрыми методами можно протестировать свой генератор для автомобиля и возможно сэкономить деньги. В любом случаи хоть, какое то представление и опыт о том, что и как проверять вы уже имеете.

В этой статье я намерено особо не углублялся в принцип работы автомобильного генератора, а описал на мой взгляд оптимальные решения, что можно сделать, когда не имеешь вообще ни какого представления о такой штуковине, как генератор для автомобиля.

Тех кого заинтересовала более подробная информация с легкостью найдет её в интернете или пишите в комментариях, а можете и лично через обратную связь. С радостью отвечу на любые вопросы.

 

Электрическая схема генератора

В завершении этой статьи конечно необходимо представить самую простую электрическую схему генератора и заряжаемого от нее автомобильного аккумулятора. Подобная электрическая схема актуальна и применима к отечественным автомобилям (назову ее типовая). Все остальные можно отнести к навароченым.

Электрическая схема генератора

Электрическая схема генератора

Представленные схемы идентичны, а как эти схемы работают я буду объяснять в какой нибудь очередной статье.

На этом все !

С уважением автор сайта: Doctor Shmi Ikonka mashina

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Copyright © 2016-2019 Salonvital.ru Яндекс.Метрика

Копирование материалов блога разрешено при наличии активной прямой ссылки